Общалка.
(OFF) Dgon_Lankaster2 (S) 26 ноя 2019

СЕВМОРПУТЬ.

Двадцать восьмое июля в 1932 году выпало на воскресенье. Был ясный и солнечный день.

На судах, стоявших в порту, подняты флаги расцвечивания. На Красную пристань, казалось, пришёл весь город, чтобы проводить моряков в далекий поход. Все взгляды устремлены к ледоколу "А. Сибиряков", о котором скоро узнает весь мир. Смолкла музыка, и начался короткий митинг. Капитан В. И. Воронин, как всегда, был немногословен:

— Путь "Сибирякову" предстоит нелегкий, – сказал он, – наше дело – попытаться пройти его без зимовки. Мы должны показать, что путь этот вполне доступный и проходимый. И будем довольны, если нам удастся поставить вехи для тех судов, которые пойдут этим путём после нас.
Капитан Воронин к тому времени был в Архангельске одним из самых знаменитых людей. Он родился на Беломорском побережье в Сумском посаде, где жили поморы - крепкие и выносливые, с детства сроднившиеся с морем, не боящиеся ни трудностей, ни опасностей. Все предки Воронина были мореходами и промышленниками. Их дорогой шел и В. И. Воронин.
С малых лет ходил на рыбный промысел, учился в Сумской школе мореходства, а потом в Архангельском морском училище.
В 1920 году, когда с Севера изгнали интервентов и белогвардейцев Владимир Иванович был уже капитаном на пароходе "Пролетарий". На нем, участвуя в первой советской экспедиции, отправился в Сибирь за хлебом. Следующим летом такое плавание повторилось снова. Затем были рейсы на арктические острова и полярные станции, поход на "Георгии Седове" к Земле Франца-Иосифа и к Северной Земле.

Владимир Иванович требовательно подбирал экипаж в это плавание. Его костяк составили моряки, с которыми Воронин знакомился не по анкетным данным и рекомендациям, не один год вместе плавал.

Под гром духовного оркестра, приветственные возгласы провожающих, пароходные гудки уходил "А. Сибиряков" от причала Красной пристани в рейс от Белого моря до Тихого океана. До этого такой путь даже с зимовками за всю историю мореплавания удалось преодолеть лишь дважды.

Плавание для "А. Сибирякова" начиналось необычайно удачно. Казалось, сама природа и неприступная Арктика стали союзниками моряков.

Спустя неделю после выхода из Архангельска судно встречали на острове Диксон. Пополнив запасы угля, отправились дальше, не представляя себе, что полоса удач осталась позади, а настоящая схватка со стихией только начинается.

Дальнейший путь оказался забит ледниками. Это теперь они не страшны могучим атомоходам, а тогда для "Сибирякова" такая преграда была неприступна. Оставалось или ждать, теряя время, пока ветры вынесут льды из пролива, или рискнуть и отправиться нехоженым путем. Воронин предпочел второй вариант, не ошибся в расчетах и вывел судно в море Лаптевых.

Начались сражения с тяжелыми льдами. В судовом журнале появились записи: "За вахту продвинулись на четверть корпуса". Но это еще не беда. Беда случилась в Чукотском море, когда лед поломал три лопасти винта и судну стало нечем отталкиваться от воды. Лопасти можно сменить только в порту, когда судно поставлено в док. Но как быть в открытом море?

Подсчитали: если четыреста тонн угля перебросить с кормы на нос, то винт выглянет из воды и льдины можно будет использовать как помост для лесов. Объявили аврал, работали все, начиная с начальника экспедиции и за семь суток перетащили уголь, сменили лопасти.

Но через несколько дней случилось похуже: льды обломали конец гребного вала и он вместе с винтом утонул.
— Надо было бы нам на паруснике идти, – горько усмехаясь, сказал Воронин. – Ему что – винтов нет, задул ветерок и вперед.
Сразу ухватились за эту идею. Вытащили на палубу брезенты, простыни и по указаниям капитана кроили паруса, потом развешивали их. А когда не помогали паруса, то в ход пошла брашпильная лебедка; якорь на руках оттаскивали вперед по льду и цепляли за тросы. Затем наворачивали на барабан якорную цепь и брашпиль подтягивали "Сибирякова" на несколько метров вперед. А там, где лед сплошной и многослойный, в дело шел аммонал. И так 14 суток.

Но уже 1 октября Северный морской путь остался позади. Он был пройден за одну навигацию, за два месяца и 5 дней. Такого ещё никому не удавалось.

Сегодня Севморпуть — нормальная транспортная магистраль, по которой ежегодно следуют с запада на восток и с востока на запад десятки судов. Но первыми были сибиряковцы.

Комментарии (1)

Находчивые. Настоящие первопроходцы
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Общалка.
Удивительный колхоз
Удивительный колхоз - это новая многопользовательс
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play