Последние
(OFF) Rest24 (G) 13 окт 2023

Перехватчик из нержавеющей стали: как МиГ-25 подготовил войну Судного дня

Скорость, почти в три раза превышавшая скорость звука, делала МиГ-25 неуязвимым для самолетов противника, а возможность летать на высоте 20 700 метров — для большинства систем ПВО. Ну а фотоаппаратура красногорского завода «Зенит» превратила его в великолепный самолет-разведчик, хотя рожден он был перехватчиком.

Согласно одной из распространенных легенд, советский перехватчик МиГ-25 стал ответом на появление американского разведчика SR-71 Blackbird. Однако к моменту появления последнего в СССР уже вовсю работали над перехватчиком, способном противодействовать «Черному дрозду». И не только ему. США тогда разрабатывали сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, и наши работали на опережение.

Стальной, потому что горячий

Главной задачей при разработке МиГ-25 (на стадии проекта по документам он проходил как Е-155) было создание самолета, способного летать в три раза быстрее скорости звука. К началу проектирования в 1961 году КБ Микояна уже имело опыт разработки экспериментальных сверхзвуковых самолетов. И главная проблема инженерам была известна: при длительных полетах со скоростью более 2,5 Маха корпус самолета разогревается до 300 оС, что делает невозможным использование алюминия.

Поэтому основными материалами при создании МиГ-25 стали нержавеющие стали (80% общей массы) и титановые сплавы (8%). Алюминиевые сплавы тоже были, но в количестве около 11%. Почему не целиком из титана, как тот же SR-71 Blackbird? Потому что вышло бы очень дорого, а выпуск планировали относительно массовый. Американцы сделали всего 31 SR-71, а МиГ-25 в разных модификациях в СССР собрали 1190.

В итоге нормальная взлетная масса МиГ-25 составила 36,72 т (максимальная — 41 т), а в качестве силовой установки взяли два турбореактивных двигателя типа Р15Б-300 с тягой на форсаже по 11200 кгс. В качестве горючего использовали высокотемпературный керосин Т-6, а топливные баки занимали большую часть фюзеляжа и были частью несущей конструкции.

Скорости в 3 Маха, о которой говорили изначально, самолет не развивал. Его максимумом стали 3000 км/ч, то есть 2,83 Маха. Практический потолок составил 20 700 м, хотя в 1967 году на предсерийном Миг-25 (Е-155П1) был установлен мировой рекорд высоты полета с грузом 1 и 2 т: самолет поднялся на 29 977 м.

Дальность его полета на сверхзвуке достигала 1250 км, а на дозвуковой скорости — 1700 км. И этого хватало с лихвой, от МиГ-25 не требовалось подолгу находиться в воздухе.

Цена доводки

Первый летный экземпляр Е-155П1 собрали летом 1964 года, а в 1968-м самолет уже официально запустили в серию, хотя фактически первые серийные машины были готовы еще в конце 1967 года.

Увы, доведение Миг-25 до ума обошлось стране дорого. Сами летные характеристики подразумевали высокую цену ошибки. В конце 1960-х — начале 1970-х разбилось пять летчиков-испытателей. Четверо — из-за проблем с управлением. В частности, на высоких скоростях мощности гидравлических рулевых приводов не хватало для управления горизонтальным оперением. Ну а генерал А. Кадомцев, командующий авиации ПВО, разбился во время ознакомительного полета из-за отрыва лопатки турбины. И да, это был страшный скандал, но узел в итоге усилили.

После устранения всех проблем самолет стал техническим шедевром, создавшим массу головной боли потенциальному противнику, — в качестве перехватчика МиГ-25П, и в качестве разведчика МиГ-25Р.

Дело в том, что существовавшими в то время средствами сбить Миг-25 было крайне сложно. Во время движения на сверхзвуковых скоростях — практически невозможно.

40 млн долларов за парковку

Интерес Запада к МиГ-25 удовлетворил перебежчик: 6 сентябpя 1976 года старший лейтенант В. Беленко на самолете МиГ-25П перелетел в Японию. СССР заявили ноту протеста, японцы ожидали крайне резких действий. В итоге главная заинтересованная сторона — США — прямо в Японии быстро разобрала самолет. И, к своему разочарованию, не обнаружила никаких удивительных решений. Перехватчик был прост, как автомат Калашникова. Советскому Союзу его вскоре вернули, но в разобранном виде. На этот счет в ВВС гуляет история, за правдивость которой мы не ручаемся. Рассказывают, что американцы просто не смогли поставить двигатели на место, потому что не поняли, что эта задачи решается с помощью кувалды.

Еще рассказывают, что СССР тогда выставил Японии счет на $20 млн, как за новый самолет, потому что вернули МиГ-25П примерно без двадцати деталей. А японцы якобы в ответ выставили счет на $40 млн за хранение самолета. В итоге сошлись на том, что не стоит мелочиться.

Следствием этой истории стала необходимость дорабатывать самолет. Как минимум — переделывать систему распознавания «свой-чужой», потерявшую актуальность. Ну и другую электронику попутно доработали. Но был в рассекречивании МиГ-25 и положительный момент.

МиГи над Израилем

После инцидента с Беленко с МиГ-25 можно было снимать экспортные ограничения и предоставлять его дружественным странам: Алжиру, Сирии, Ираку, Ливии, Индии, Болгарии.

Между тем первые боевые испытания самолет прошел еще в 1971 году. Тогда два МиГ-25Р (разведчик) и два Миг-25РБ (разведчик-бомбардировщик) отправились в Египет, чтобы помочь арабским товарищам с аэрофотосъемкой израильской территории. У самих египтян с этим были проблемы: истребители-бомбардировщики Р-4Е «Фантом» ВВС Израиля полностью контролировали небо.

Однако с МиГ-25Р они ничего поделать не могли. Точнее, могли бы — во время взлета и посадки, но в этот момент их прикрывали МиГ-21. Да и системы ПВО Израиля тогда были оснащены ракетами «Хок» с потолком «всего» в 12 км. А снижаться нашим МиГ-25Р нужды не было: фотоаппаратура, разработанная Красногорским опытным машиностроительным заводом «Зенит», позволяла работать с высот до 22 000 м. И занимали эти полеты с учетом расстояний считаные минуты.

Доподлинно неизвестно, залетали ли наши пилоты на территорию Израиля (официальная версия — никогда), вели ли съемку с границы, но результаты в любом случае были отличные. Египтяне перед Войной Судного дня (1973 год) получили исчерпывающие данные о укреплениях противника. Что им, правда, в итоге не слишком помогло. А МиГи вернулись домой еще до войны, в 1972-м.

Сбитые МиГ-25

В дальнейшем МиГ-25 получили ВВС нескольких ближневосточных государств, и израильтянам довелось-таки сбить этот самолет. В 1981 году они заманили сирийский МиГ-25 в тактическую ловушку и поразили его на встречном курсе выпущенной с F-15 ракетой. Похоже, это был первый в истории встречный воздушный бой с применением ракет. В дальнейшем в ходе различных конфликтов на Ближнем Востоке было сбито еще около 10 МиГ-25. Как считали советские специалисты, в основном из-за недостаточной квалификации арабских летчиков.

Увы, при всех достоинствах МиГ-25 реализовать ему себя в качестве перехватчика или истребителя была не судьба. На больших высотах, где его превосходство раскрывалось полностью, просто не находилось подходящих целей. Даже во время войны в Персидском заливе в 1991 году боевая авиация выше 10 000 метров не летала. Кстати, иракские МиГи тогда по большей части уничтожили еще на земле.

Однако в роли разведчика МиГ-25 был прекрасен — до тех пор, пока спутники не стали выполнять эту функцию еще лучше. И в итоге Россия сняла с вооружения МиГ-25 в 2013 году, а последний из таких самолетов был в строю в ВВС Алжира до 2022 года.
Последний раз редактировалось Rest24 13 окт 2023

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Последние
Странники
Чтобы защитить свою родную деревню Вам придётся...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play