Последние
(OFF) Rest24 (G) 13 окт 2023

Перехватчик из нержавеющей стали: как МиГ-25 подготовил войну Судного дня

Скорость, почти в три раза превышавшая скорость звука, делала МиГ-25 неуязвимым для самолетов противника, а возможность летать на высоте 20 700 метров — для большинства систем ПВО. Ну а фотоаппаратура красногорского завода «Зенит» превратила его в великолепный самолет-разведчик, хотя рожден он был перехватчиком.

Согласно одной из распространенных легенд, советский перехватчик МиГ-25 стал ответом на появление американского разведчика SR-71 Blackbird. Однако к моменту появления последнего в СССР уже вовсю работали над перехватчиком, способном противодействовать «Черному дрозду». И не только ему. США тогда разрабатывали сверхзвуковой стратегический бомбардировщик, и наши работали на опережение.

Стальной, потому что горячий

Главной задачей при разработке МиГ-25 (на стадии проекта по документам он проходил как Е-155) было создание самолета, способного летать в три раза быстрее скорости звука. К началу проектирования в 1961 году КБ Микояна уже имело опыт разработки экспериментальных сверхзвуковых самолетов. И главная проблема инженерам была известна: при длительных полетах со скоростью более 2,5 Маха корпус самолета разогревается до 300 оС, что делает невозможным использование алюминия.

Поэтому основными материалами при создании МиГ-25 стали нержавеющие стали (80% общей массы) и титановые сплавы (8%). Алюминиевые сплавы тоже были, но в количестве около 11%. Почему не целиком из титана, как тот же SR-71 Blackbird? Потому что вышло бы очень дорого, а выпуск планировали относительно массовый. Американцы сделали всего 31 SR-71, а МиГ-25 в разных модификациях в СССР собрали 1190.

В итоге нормальная взлетная масса МиГ-25 составила 36,72 т (максимальная — 41 т), а в качестве силовой установки взяли два турбореактивных двигателя типа Р15Б-300 с тягой на форсаже по 11200 кгс. В качестве горючего использовали высокотемпературный керосин Т-6, а топливные баки занимали большую часть фюзеляжа и были частью несущей конструкции.

Скорости в 3 Маха, о которой говорили изначально, самолет не развивал. Его максимумом стали 3000 км/ч, то есть 2,83 Маха. Практический потолок составил 20 700 м, хотя в 1967 году на предсерийном Миг-25 (Е-155П1) был установлен мировой рекорд высоты полета с грузом 1 и 2 т: самолет поднялся на 29 977 м.

Дальность его полета на сверхзвуке достигала 1250 км, а на дозвуковой скорости — 1700 км. И этого хватало с лихвой, от МиГ-25 не требовалось подолгу находиться в воздухе.

Цена доводки

Первый летный экземпляр Е-155П1 собрали летом 1964 года, а в 1968-м самолет уже официально запустили в серию, хотя фактически первые серийные машины были готовы еще в конце 1967 года.

Увы, доведение Миг-25 до ума обошлось стране дорого. Сами летные характеристики подразумевали высокую цену ошибки. В конце 1960-х — начале 1970-х разбилось пять летчиков-испытателей. Четверо — из-за проблем с управлением. В частности, на высоких скоростях мощности гидравлических рулевых приводов не хватало для управления горизонтальным оперением. Ну а генерал А. Кадомцев, командующий авиации ПВО, разбился во время ознакомительного полета из-за отрыва лопатки турбины. И да, это был страшный скандал, но узел в итоге усилили.

После устранения всех проблем самолет стал техническим шедевром, создавшим массу головной боли потенциальному противнику, — в качестве перехватчика МиГ-25П, и в качестве разведчика МиГ-25Р.

Дело в том, что существовавшими в то время средствами сбить Миг-25 было крайне сложно. Во время движения на сверхзвуковых скоростях — практически невозможно.

40 млн долларов за парковку

Интерес Запада к МиГ-25 удовлетворил перебежчик: 6 сентябpя 1976 года старший лейтенант В. Беленко на самолете МиГ-25П перелетел в Японию. СССР заявили ноту протеста, японцы ожидали крайне резких действий. В итоге главная заинтересованная сторона — США — прямо в Японии быстро разобрала самолет. И, к своему разочарованию, не обнаружила никаких удивительных решений. Перехватчик был прост, как автомат Калашникова. Советскому Союзу его вскоре вернули, но в разобранном виде. На этот счет в ВВС гуляет история, за правдивость которой мы не ручаемся. Рассказывают, что американцы просто не смогли поставить двигатели на место, потому что не поняли, что эта задачи решается с помощью кувалды.

Еще рассказывают, что СССР тогда выставил Японии счет на $20 млн, как за новый самолет, потому что вернули МиГ-25П примерно без двадцати деталей. А японцы якобы в ответ выставили счет на $40 млн за хранение самолета. В итоге сошлись на том, что не стоит мелочиться.

Следствием этой истории стала необходимость дорабатывать самолет. Как минимум — переделывать систему распознавания «свой-чужой», потерявшую актуальность. Ну и другую электронику попутно доработали. Но был в рассекречивании МиГ-25 и положительный момент.

МиГи над Израилем

После инцидента с Беленко с МиГ-25 можно было снимать экспортные ограничения и предоставлять его дружественным странам: Алжиру, Сирии, Ираку, Ливии, Индии, Болгарии.

Между тем первые боевые испытания самолет прошел еще в 1971 году. Тогда два МиГ-25Р (разведчик) и два Миг-25РБ (разведчик-бомбардировщик) отправились в Египет, чтобы помочь арабским товарищам с аэрофотосъемкой израильской территории. У самих египтян с этим были проблемы: истребители-бомбардировщики Р-4Е «Фантом» ВВС Израиля полностью контролировали небо.

Однако с МиГ-25Р они ничего поделать не могли. Точнее, могли бы — во время взлета и посадки, но в этот момент их прикрывали МиГ-21. Да и системы ПВО Израиля тогда были оснащены ракетами «Хок» с потолком «всего» в 12 км. А снижаться нашим МиГ-25Р нужды не было: фотоаппаратура, разработанная Красногорским опытным машиностроительным заводом «Зенит», позволяла работать с высот до 22 000 м. И занимали эти полеты с учетом расстояний считаные минуты.

Доподлинно неизвестно, залетали ли наши пилоты на территорию Израиля (официальная версия — никогда), вели ли съемку с границы, но результаты в любом случае были отличные. Египтяне перед Войной Судного дня (1973 год) получили исчерпывающие данные о укреплениях противника. Что им, правда, в итоге не слишком помогло. А МиГи вернулись домой еще до войны, в 1972-м.

Сбитые МиГ-25

В дальнейшем МиГ-25 получили ВВС нескольких ближневосточных государств, и израильтянам довелось-таки сбить этот самолет. В 1981 году они заманили сирийский МиГ-25 в тактическую ловушку и поразили его на встречном курсе выпущенной с F-15 ракетой. Похоже, это был первый в истории встречный воздушный бой с применением ракет. В дальнейшем в ходе различных конфликтов на Ближнем Востоке было сбито еще около 10 МиГ-25. Как считали советские специалисты, в основном из-за недостаточной квалификации арабских летчиков.

Увы, при всех достоинствах МиГ-25 реализовать ему себя в качестве перехватчика или истребителя была не судьба. На больших высотах, где его превосходство раскрывалось полностью, просто не находилось подходящих целей. Даже во время войны в Персидском заливе в 1991 году боевая авиация выше 10 000 метров не летала. Кстати, иракские МиГи тогда по большей части уничтожили еще на земле.

Однако в роли разведчика МиГ-25 был прекрасен — до тех пор, пока спутники не стали выполнять эту функцию еще лучше. И в итоге Россия сняла с вооружения МиГ-25 в 2013 году, а последний из таких самолетов был в строю в ВВС Алжира до 2022 года.
Последний раз редактировалось Rest24 13 окт 2023

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Последние
Моя Ферма
Сотни растений и животных, множество интересных...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play